Самое очевидное, что приходит в голову, когда речь заходит о немецкой музыке – аккордеон и губная гармоника. Но Германия – родина большого количества музыкальных инструментов. Например, бандонеон, на котором сегодня исполняют аргентинское танго, также родом из Германии и изначально использовался только в немецких церквях. Какие же еще инструменты были изобретены в Германии? Рассказываем в нашей статье.
1. Бандонеон (Bandoneon)
Именно бандонеон был использован на записи мирового хита Libertango – настоящей классики аргентинского танго. Автор этой надрывной и страстной композиции – Астор Пьяццола, песня звучит невероятно характерно и узнается с первых нот. Однако происхождение этого узнаваемого звучания совсем неаргентинское.
Первые упоминания о бандонеоне относятся к 1940 году. Его изобретатель, учитель музыки Хайнрих Банд (Heinrich Band), взял за основу гармонику–концертину и в результате получил уменьшенное подобие аккордеона с 72 кнопками, способное издавать более 144 звуков. В честь своего создателя инструмент и получил такое необычное имя.
Изначально бандонеон использовался только в церкви. Однако в XIX веке благодаря предприимчивым торговцам попал в Аргентину и Уругвай, где настолько понравился местным музыкантам, что сразу же попал в состав танго-оркестра.
2. Губная гармошка (Mundharmonika)
Прародителем губной гармошки стало изобретение Христиана Бушмана, который в 1821 году по образцу традиционного восточного органа создал «мини–органчик» для рта. Изначально инструмент так и назывался. Вместо клавиатуры в нем были установлены металлические язычки, которые приводились в движение за счет потоков воздуха, когда музыкант дул в отверстие. После успеха этой экспериментальной модели за дело взялся земляк Бушмана Маттиас Хохнер, который и запустил массовое производство гармоник в 1857 году. А 10 лет спустя он наладил поставки этого инструмента в Америку. Местные музыканты по достоинству оценили блюзовое звучание губной гармошки, и она стала визитной карточкой этого жанра музыки. Впоследствии название «блюзовая губная гармоника» так и закрепилась за этой категорией инструментов от HOHNER.
Особенно губная гармоника приглянулась музыкантам, выступающим сольно, ведь ее так легко совмещать с игрой на гитаре или другом инструменте. Для этого достаточно установить специальный держатель для губной гармоники, – и играть можно будет без помощи рук.
3. Стеклянная гармоника (Glasharmonika)
Стеклянная гармоника – раритетный инструмент, пользовавшийся огромной популярностью в Германии XIX века среди уличных музыкантов. Партии для стеклянной гармоники включали в свои произведения Моцарт и Бетховен. Александр Пушкин отмечал ее «неземное и чарующее» звучание, а журналисты Deutsche welle назвали этот инструмент идеальным для озвучки фильмов категории B.
Изобретена стеклянная гармоника была в 1800 году, и сегодня осталось лишь несколько музыкантов, способных на ней сыграть. В лейпцигском музее музыкальных инструментов хранится один из экземпляров, дошедших до наших дней, и эта гармоника до сих пор в рабочем состоянии. Внешне она представляет собой 37 стеклянных чаш, выстроенных в ряд и закреплённых на оси. Эту конструкцию музыкант приводил в движение с помощью педали, касаясь стекла влажными пальцами, таким образом извлекая звук.
Услышать звучание стеклянной гармоники можно в этом видео:
4. Аккордеон (Akkordeon, Ziehharmonika)
О происхождении аккордеона ведется множество споров, у кого-то он ассоциируется с французскими улочками, у кого-то – с русскими народными мелодиями. Но в действительности изобретателем аккордеона стал Христиан Бушман, о котором мы уже говорили ранее. Работая настройщиком инструментов, он переосмыслил разработанный им механизм губной гармоники и начал использовать его в своем ремесле. Металлические язычки гармоники он вставил в мех, и в процессе настройки тянул мех кверху, а затем отпускал: под давлением воздуха прибор звучал. Затем он превратил это в самостоятельный инструмент.
5. Кларнет (der Klarinette)
Предком кларнета стала свирель. Его создатель, мастер Иоганн Кристоф Деннер, взял за основу этот традиционный деревянный музыкальный инструмент и добавил к нему металлические клапаны. Известна даже точная дата, когда Деннер запатентовал свой инструмент – 14 января 1690 года. Активно использовать кларнет начали со второй половины XVIII века. А в наше время его можно встретить как в составе симфонического оркестра, так и в джазовой музыке. Также, благодаря простоте в освоении, кларнет считается одним из самых оптимальных инструментов для тех, кто только начинает знакомиться с музыкой.
6. Альтовая флейта (Altflöte)
Альтовая флейта длиннее и шире, чем обычная, и отличается расположением клапанов. Благодаря своему строению она часто используется для исполнения низких фоновых партий. Инструмент существует в 2 вариантах – прямая и изогнутая. Для сольного исполнения чаще выбирают прямую альт-флейту, так как она дает более яркий звук. Но изогнутая обладает важным преимуществом: ее конструкция позволяет не слишком далеко отставлять руку и обеспечивает гораздо больший комфорт при игре.
Изобретателем альт-флейты считается музыкальный мастер из Мюнхена Теобальд Бём. Первый экземпляр он собрал в 1854 году, а в 1910–х годах инструмент усовершенствовали итальянцы.
7. Туба (der Tuba)
Музыканты в традиционных костюмах в центре Аугсбурга, Бавария. Foto: die Autorin
История тубы началась с того, что в 1835 году Вильгельм Виприхт и Карл Мориц, музыкальные мастера родом из Германии, придумали сконструировать духовой инструмент с таким низким звучанием, какое только было возможно. Однако первая версия инструмента была крайне неудачной: это был своеобразный гибрид французского серпента и басового офиклеида, но он показался изготовителям настолько бесполезным, что они даже не хотели патентовать свое изобретение.
Чтобы довести тубу до ума, потребовалось время, и дело сдвинулось с мертвой точки, когда в середине XIX века за дело взялся Адольф Сакс.
В наше время туба активно используется не только в составе оркестров, но и в джазе.