Ни для кого не секрет, что пандемия коронавируса (COVID-19) оставила свой след, и далеко не лучший, во всех сферах бизнеса. Исключением не стала и музыкальная индустрия. Один за одним отменялись концерты и гастроли, переносились на неопределенный срок фестивали и выставки, закрывались музыкальные площадки. В конечном счете все эти непредвиденные изменения нанесли жесткий удар по жизни музыкантов, артистов, продюсеров, организаторов, а также игроков на рынке музыкальных инструментов и оборудования. Для некоторых направлений, не имеющих возможности перейти в онлайн, невозможность функционировать в привычном режиме оказалась просто катастрофической. И даже несмотря на смягчение карантинных мер, наблюдающееся в последнее время, ситуация остается довольно напряженной.
Музыканты и артисты
Конечно, концерты артистов все отменились, но это не позволяет музыкантам «бросать все» и ждать, когда мир нормализуется. Многие стали осваивать новый формат проведения концертов онлайн через стриминговые платформы. Такие концерты набирают огромную популярность и собирают сотни тысяч зрителей.
Для начинающих и музыкантов с локальной популярностью это отличный вариант увеличить свою аудиторию, мировые же музыканты и артисты первого эшелона использовали онлайн возможности, чтобы поддерживать связь с поклонниками, ведь за их творчеством следят миллионы людей. Однако многие такие концерты были либо бесплатны, либо, возможно, как-то оплачивались стриминговыми платформами и онлайн кинотеатрами, которые будучи во время карантина как раз на волне, пытались всячески привлечь к себе все новых пользователей. Но вряд ли уровень гонораров от подобных концертов сопоставим с обычными оффлайн шоу или корпоративами. Поэтому все это было скорее имиджевой историей, нежели источником заработка.
Возможно, новая реальность, которую, безусловно, стоит принять, в будущем породит новую категорию выступлений – как «онлайн-концерты», которая даст возможность зарабатывать музыкантам любого уровня. А пока ситуация такова, что многие артисты, особенно сессионные и клубные музыканты, едва ли не остались без средств к существованию и были вынуждены искать на время карантина работу, совсем не относящуюся к музыке. Просто чтобы выжить.
Организаторы
Для организаторов мероприятий ситуация, к сожалению, еще хуже. Зрители возвращают ранее купленные билеты, не остается средств в агентствах для выплаты заработной платы, и поэтому сокращаются штаты сотрудников. Крупным концертным агентствам удалось перенести все запланированные шоу ровно на год. Минимальные потери деятельности организаторов по некоторым подсчетам составляют 40%. Но есть примеры и 100%-х потерь, что приводит к целой цепочке неприятных последствий.
Музыкальные магазины
В большей степени введение карантинных мер коснулось тех музыкальных магазинов, которые занимались исключительно розничными продажами и не развивали онлайн направление, и таких магазинов, на удивление оказалось большинство. Это небольшие локальные магазины по всей стране, пусть с небольшим, но достойным оборотом.
Однако и наличие интернет-магазина не в полной мере смогло покрыть убытки, так как розничные магазины все равно оставались закрытыми в течение нескольких месяцев со всеми из этого вытекающими последствиями. Особенно не повезло в этой связи крупным музыкальным сетям. Необходимо было платить за аренду, простаивал товар на складах, что также вело к убыткам, так как ранее заказанные инструменты, аксессуары, оборудование и т.д. попросту негде было хранить; необходимо было выплачивать заработную плату сотрудникам, которые остались без работы во время карантина. Кстати, некоторые компании нашли альтернативу таким изменениям и задействовали сотрудников розничных магазинов в других направлениях. Но таких единицы. Также как и тех, кто смог слегка смягчить удар по своему бизнесу за счет вовремя найденных дополнительных каналов сбыта, представленных онлайн.
Итог
По мнению опрошенных Musictrades игроков музыкального рынка, потери индустрии от пандемии Covid-19 составили 30-50%. Предсказать, когда все вернется в свое привычное русло сложно. Хотя, наверное, как было, уже никогда не будет. Музыкальную индустрию ждут огромные перемены, и остаться на плаву смогут только самые сильные и креативные.